ВИДЫ ПОСТУПКОВ
В соответствии с ханафитской школой исламского права, каждый поступок человека, отвечающего за свои действия, относится к одной из восьми категорий:
1) Обязательное (фард) — четкое веление, основанное на абсолютно достоверном тексте1 с ясным значением и без возможности иной интерпретации.
Человек должен верить в такие веления и действовать в соответствии с ними. Тот, кто отрицает их, вполне может стать из-за этого неверующим. Тот же, кто не исполняет их, грешен.
Если обязательный элемент того или иного действия пропущен, такое действие оказывается недействительным. Соответственно, при пропуске обязательного элемента молитвы (ее условия или одного из составляющих), молитва оказывается недействительной или невыполненной.
2) Необходимое (ваджиб) — четкое веление, подкрепленное текстом, в котором имеется теоретическая возможность иной интерпретации.
Отрицание таких велений приводит к порочности, но не к неверию. Отказ от их совершения — грех.
Пропуск необходимых элементов молитвы не аннулирует ее. Однако при умышленном пропуске одного из таких элементов ее необходимо повторить. При пропуске по забывчивости необходимо совершить два дополнительных земных поклона в конце молитвы. Если и они были пропущены по забывчивости, необходимо повторить молитву.
3) Важная сунна (сунна муаккада) — поступки, которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) или его сподвижники совершали в большинстве случаев, и которые не относились к обычным житейским действиям.
Неисполнение важной сунны не является грехом, но порицается. Однако, если ее невыполнение входит в привычку, это является грехом, поскольку тем самым человек отворачивается от руководства пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), за которым нам было велено следовать.
4) Рекомендуемое (мустахаб) — те поступки, которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал время от времени, или те, что относились к его житейским действиям.
Совершение их вознаграждается, но неисполнение не является ни греховным, ни порицаемым.
5) Дозволенное (мубах) само по себе не является ни вознаграждаемым, ни наказуемым. Но, если такие действия сопровождаются хорошим намерением, они вознаграждаются2.
6) Слегка порицаемое (макрух танзихан) — поступки, которые нам было велено не совершать, несмотря на отсутствие в них греха. Отказ от таких действий приводит к награде. Их совершение означает, что человек поступает не самым оптимальным образом.
7) Крайне порицаемое (макрух тахриман) — то, от чего нам было велено воздержаться текстом, в котором имеется теоретическая возможность иной интерпретации.
Отрицать такие веления нельзя, но к неверию это не приводит. Совершение таких поступков — грех.
8) Запрещенное (харам) — то, от чего нам было велено отказаться в абсолютно достоверном тексте.
Иными словами, мы должны совершать обязательные и необходимые действия и отказываться от крайне порицаемых и запрещенных поступков. Очень рекомендуется исполнять важную сунну и порицается оставлять ее без уважительной причины. Нужно исполнять рекомендуемое и не совершать слегка порицаемого. Дозволенное следует сопровождать хорошим намерением, чтобы оно стало вознаграждаемым; и следует избегать расточительности.
Путь любви и служения подразумевает исполнение всего того, что приказал Господь, независимо от степени строгости веления, и отказ от запрещенного Им, независимо от степени строгости запрета. Тем не менее, пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил нам, что лучше всего осуществлять это постепенно и размеренно. Такой способ означает, что дополнительные действия мы берем на себя сбалансированным образом, который не сокрушает нас.
Абу Хурейра (да будет доволен им Аллах) приводил следующие слова пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха):
«Воистину, эта религия легка; а тот, кто делает ее чрезмерно трудной, оказывается сокрушенным ею. Так, оставайтесь стойкими, делайте то, что можете, и радуйтесь обещанной награде!»3
_________________________
1 Абсолютно достоверными текстами являются весь Коран, а также те хадисы, что были переданы большим количеством непрерывных цепочек рассказчиков (мутаватир-хадисы).
2 Расточительность в использовании дозволенного порицаема и даже может считаться грехом в случае чрезмерности.
3 Бухари. Сахих, 39; Муслим. Сахих, 2816.
📖 АЗЫ ИСЛАМА
🖋 ФАРАЗ РАББАНИ